Тема НОД. «Что растет на огороде».
Программное содержание:
- учить детей младшего дошкольного возраста ритмично наносить штрихи на поверхность листа, правильно держать карандаш;
- учить детей среднего дошкольного возраста изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой, передавать различия между предметами овальной формы и круглой, закреплять приемы закрашивания предметов красками;
- учить детей старшего дошкольного возраста передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги.
Предварительная работа. Рассматривание и описание овощей.
Материалы, инструменты, оборудование. У воспитателя корзинка с огурцом и помидором, геометрические фигуры: овал и круг; во второй корзинке лежат другие овощи: морковь, свекла, лук, кабачок; кукла Катя, картинки или фотографии с изображением грядок с овощами.
У младших дошкольников листы бумаги (половина альбомного листа), зеленые карандаши.
У детей среднего дошкольного возраста: листы бумаги в ½ альбомного листа, мягкие кисточки, краски гуашь красного и зеленого цветов.
У детей старшего дошкольного возраста: листы бумаги круглой формы, кисточки и акварельные краски.
Ход НОД. Пригласить детей среднего и старшего дошкольного возраста. Поставить перед детьми корзиночку с двумя овощами и сказать: «Дети, у меня в корзинке лежат два овоща. Один похож на эту фигуру (показать круг), а другой – на эту (показать овал). Кто догадался, какие овощи лежат у меня в корзинке?» Достать овощи из корзинки и обвести по контуру сначала помидор и спросить о его форме, потом огурец.
Показать и объяснить приемы рисования огурца: «Чтобы нарисовать овальный огурец, нужно начать рисовать его как круг. Рисую дугу, потом движение кисточки замедляю и начинаю рисовать дугу более выпрямленную. Снова рисую дугу, как у круга, и вновь выпрямляю её». Дети берут сухую кисточку и на бумаге «рисуют» огурец по «диктовку».
Предложить детям среднего дошкольного возраста нарисовать круглый помидор и овальный огурец так, чтобы оба они поместились на листе бумаги. Дети средней подгруппы начинают самостоятельно рисовать.
Педагог продолжает объяснение для детей старшего дошкольного возраста. Показывает овощи из второй корзинки: морковь, свеклу, картофель, баклажан, лук. Дети называют цвет и форму овощей (это оранжевая длинная морковь, это круглая темно-красная свекла с хвостиком и т. д.) Сказать детям, что им нужно нарисовать на тарелочках четыре-пять овощей так, чтобы их можно было узнать, красиво их разместить.
Приглашаются младшие дошкольники. Познакомить их с куклой Катей, у которой есть свой огород. Рассказать, что на её огороде есть грядка с морковкой, со свеклой, с помидорами, с огурцами (показать соответствующие картинки), а грядки с полезным зеленым луком нет. Предложить малышам «посадить» для Кати грядку зеленого лука. Показать и объяснить приемы ритмичного нанесения коротких штрихов, обратить внимание детей на необходимость заполнения штрихами всего листа бумаги (всей грядки).
По окончании рисования предложить детям найти наиболее правильные по форме овощи (см. рисунок ребёнка среднего дошкольного возраста), в работах старших дошкольников обратить внимание на равномерное расположение овощей на тарелочках (см. рисунок), похвалить рисунки малышей.
Назад