Тема НОД: «Грибы и дождик».
Программное содержание:
- вызвать у младших дошкольников желание рисовать дождь; формировать умение наносить карандашом короткие штрихи;
- учить детей среднего дошкольного возраста рисовать грибы, правильно передавать форму частей гриба (овальные ножки и полукруглые шляпки);
- учить детей старшего дошкольного возраста передавать в рисунке характерные особенности тех или иных видов грибов; развивать желание вносить в рисунок дополнения.
Материалы, инструменты, оборудование.
У воспитателя фигурка Незнайки, муляжи грибов, корзинка; лист бумаги с незаконченным изображением грибов; два гриба: большой и маленький, фигурка зайчика.
У малышей листы бумаги размером с ½ альбомного листа, в верхней части листа изображение тучи (нарисованное или выполненное аппликационным способом), синие карандаши.
У детей среднего дошкольного возраста листы бумаги размером с ½ альбомного листа, краски, кисточки.
У старших дошкольников тонированные альбомные листы бумаги, краски, кисточки.
Ход НОД. Пригласить детей среднего и старшего дошкольного возраста. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке собрать в корзинку съедобные грибы. Дети по одному берут со стола грибы и кладут их в корзинку.
- Какие грибы в корзинке у Незнайки? (Боровик, лисичка, сыроежка, подосиновик, масленок.) Какие грибы нельзя класть в корзинку? Почему? (Мухомор. Он ядовитый.)
- Сегодня мы будем учиться рисовать грибы. Посмотрите на мой рисунок (показать рисунок с изображением грибных ножек, расположенных по всему листу). Угадайте, что я нарисовала. Правильно я нарисовала много грибных ножек. Какой они формы? (Овальной.) Покажите, как вы будете рисовать грибные ножки. (Дети рисуют сухой кисточкой.) Что теперь мне нужно нарисовать? (Грибные шляпки.) Над ножкой рисую полукруглую шляпку и закрашиваю её.
Уточнить с детьми среднего дошкольного возраста порядок рисования грибов. Напомнить то, что ножки нужно рисовать светлой краской, а шляпки темной.
Нацелить старших дошкольников на передачу характерных особенностей грибов. Обратить внимание детей на то, что у лисички ножка внизу тонкая, а к верху постепенно расширяется и переходит в шляпку с неровными краями; у мухомора тонкая ножка с белым воротничком и белые крапинки на красной шляпке; сыроежки тонконогие с разноцветными шляпками розового, желтого, красного цвета и т. д.
В процессе работы побуждать старших дошкольников вносить дополнительные изображения в рисунок: травку, цветы, ягоды и др.
Когда дети среднего и старшего дошкольного возраста приступают к рисованию, воспитатель приглашает малышей. Прикрепить на фланелеграф маленький грибок и большого зайчика. Сказать детям, что за зайчиком гонится лиса и его нужно спрятать под грибок. Пытается спрятать, а зайчик не помещается. Что делать? Нарисовать дождик. Дождик пойдет, грибок подрастет и спрячет зайчика от лисы.
Показать малышам приемы нанесения коротких штрихов – капелек дождя.
В конце рисования педагог незаметно меняет маленький грибок на большой, помещает под ним зайку. Благодарит малышей за помощь зайчику (см. рисунок ребёнка младшей подгруппы). В рисунках детей среднего дошкольного возраста обращает внимание на правильную передачу формы грибов (см. рисунок). Хвалит старших дошкольников за точную передачу характерных особенностей тех или иных видов грибов (см. рисунок).
Назад