Игра «Дом для геометрических фигур»для детей 5-6 года жизни. Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры. Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах. Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур. Литература: Петерсон П.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс для дошкольников. – М.: Баласс, 2004. – С. 142.
Игра «Опиши фигуру»для детей 5-6 года жизни.
Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах. Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину). Ход игры. Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами:
1 ряд – карточки, обозначающие форму,
2 ряд – цвет,
3 ряд – величину.
Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг. Он называет фигуру, рядом кладет карточку с изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры). Литература: Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76.
Игра «Помоги фигурам попасть в домик» для детей 5-6 года жизни.
Цель игры: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры. Игровой материал: картонная коробка, в которой прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы; наборы геометрических фигур (для детей 5-го года жизни педагог готовит подносы с набором фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник (при условии, что дети уже познакомились с данными фигурами), а для детей 6-7 лет включить в набор овал). Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Он показывает детям коробку с отверстиями и говорит: «Посмотрите, какой интересный домик. Как вы думаете, кто здесь живёт. Правильно, в этом домике живут геометрические фигуры. Каждая фигура может зайти только в свою дверь, похожую по форме на фигуру. Давайте поможем фигуркам попасть в домик». Дети получают по одной геометрической фигуре, называют их и по очереди опускают в прорези (двери) соответствующей формы. Воспитатель уточняет: «Какую фигуру ты опустил в домик? Какой формы была дверь?» Литература: Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992.
Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят»для детей 4-6 года жизни.
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Игровой материал:
- набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник;
- набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов. Ход игры.
Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и подносик с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносиках. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»